«Беседы шалопаев». Рецензии и отзывы

Рецензия издательства «Супер», г. Санкт-Петербург

В бесконечном противостоянии двух «шалопаев» – рассказчика и Сергея, «Петьки» и «Василия Иваныча» – выстраивается целый мир, сотканный из философии прогрессивной молодежи семидесятых; переживаний и чувств, знакомых всем молодым… С теплым чувством ностальгии автор окунается в давно ушедшие годы, делясь с читателем историей своего удивительного знакомства с не менее удивительным человеком – человеком, в какой-то мере олицетворявшим приближение новой эпохи.
Семидесятые – время, оставившее глубокий след в истории и культуре не только СССР, но и всего мира. Более того, след этот жив по сей день в душах тех, кто сам был свидетелем грядущей перестройки, формирования нового мира, всех событий и изменений, происходящих тогда. Но что чувствовали, о чем думали и мечтали простые ребята – недавние выпускники советских институтов? Именно об этом, об их устремлениях, идеалах, мечтах, – эта книга. Можно добавить, что она к тому же является неисчерпаемой сокровищницей, содержащей знания (или путь к знаниям) по многим, многим дисциплинам – физике, биологии, культурологии, литературоведению, географии, психологии, физиологии, музыке и философии… более того, является буквально «энциклопедией» истории СССР периода 70-х!
Роман рассказывает о дружбе и противостоянии двух друзей, товарищей, соперников – об их каждодневных спорах, об их месте в обществе, отношениях с прекрасным полом… Трагический финал романа – неизбежная кульминация, логичным образом разрешившая накалявшееся на протяжении всего повествования напряжение.
Безусловными достоинствами произведения является следующее.
Во-первых, многообразие тематик, затрагиваемых в диалогах главных героев. Обсуждение всего на свете – от физики до поэзии, от теории эволюции до новейшей истории – с одной стороны, демонстрирует широчайший кругозор и образованность автора, с другой – позволяет читателю поразмыслить в буквальном смысле обо всех вещах сразу. Такое обилие посылок для философских размышлений не оставит ни одного читателя без пищи для ума.
Во-вторых, необычная манера изложения, построенная практически на одних диалогах (главным образом – рассказчика и его оппонента Сергея) и дополненная размышлениями автора-рассказчика об услышанном. Этот редко
используемый прием в данном случае оказался весьма удачным – книга выделяется на фоне других, очевидна ее самобытность и уникальность. Сюжет здесь, когда и заявляет о себе, играет роль вовсе не первостепенную, и это позволяет отнести книгу к философскому жанру рассуждения. Собственно, сюжет как таковой начинает закручиваться только ближе к середине повествования, с появлением в жизни героев женщин – Марии и Марины. И эта история, которая вполне могла бы составить отдельное произведение, добавляет в книгу ту особенную живость, те яркие чувства и эмоции, которых не хватало героям и которые способна пробудить только любовь.
К привлекательной манере изложения можно также отнести язык писателя – легкий, но в то же время богатый и образный. Впрочем, к нему есть некоторые замечания – об этом будет сказано ниже.
Внимания заслуживают беспрецедентные попытки Сергея уравнять математику и поэзию, в результате чего автор вынужден ввести в художественный текст сложные математические формулы, оформленные и пронумерованные по всем правилам! Подобные этому нестандартные художественные приемы выводят «Беседы шалопаев…» на новый уровень, выходящий за границы простой беллетристики.
В-третьих, несмотря на то, что автор практически не использует портретных описаний (особенно в отношении рассказчика), фигуры персонажей, а точнее – их образ мыслей, получились очень яркими и живыми, читателю не сложно понять героев и сочувствовать (или противоречить?) им. Кто не испытывал тех же чувств в молодости, когда все воспринимается слишком остро и кажется, будто ты можешь изменить весь мир?.. Такие близкие и знакомые персонажи, разумеется, позволяют читателю положительно оценить книгу и получить наиболее приятное впечатление от знакомства с романом.
В-четвертых, нельзя не отметить то, каким тонким и умным юмором приправлены практически все диалоги. Это а также то, с какой любовью и теплотой относится автор к своим персонажам и произведению в целом, оставляет приятное послевкусие и вызывает приятное чувство ностальгии и уюта.
Однако помимо вышеуказанных достоинств, есть и некоторые недостатки, которые отметим далее.
Чрезмерно большой объем книги, увы, делает ее довольно сложной для восприятия: вкупе с довольно однообразной манерой изложения произведение становится утомительным и начинает казаться однообразным. Быть может, стоит вставки, описывающие мысли и чувства рассказчика, располагать в тексте более часто (но, скажем, уменьшив объем каждой из них) – это поможет сохранить
динамику и удержать внимание. Это замечание касается главным образом первой трети повествования, где помимо диалогов практически ничего не происходит.
Автором недостаточно проработаны речевые портреты персонажей: рассказчика и Сергея. Их манера выражаться совершенно не индивидуализирована, и они общаются, можно сказать, с помощью однотипных фраз и словосочетаний; нет различий в синтаксисе, лексике и т. д. В связи с этим при диалогах, растянувшихся на несколько страниц, бывает непросто уследить за тем, кому принадлежит та или иная реплика. Может, стоило бы к прямой речи в некоторых местах добавить слова автора, поясняющие, кто произносит те или иные фразы.
Названное в числе достоинств обилие затронутых тем может выступать и как недостаток: некоторые вопросы лишь обозначаются, и внимание героев тут же ускользает от них – это производит впечатление некоторой поверхностности, будто главное и для героев, и для автора – количество, а не качество. Впрочем, это можно объяснить ветреностью, свойственной молодежи, и тогда это превращается в отдельный художественный прием.
В тексте присутствуют ошибки, по какой-то причине пропущенные корректором, – орфографические и пунктуационные. Кроме того, есть и ошибки другого рода, например, лексические (употребление героями слова «гаджет», к примеру, является анахронизмом – в семидесятые в русском языке данное слово применяться не могло).
Впрочем, можно заключить, что названные недостатки не являются ни определяющими, ни такими, которые было бы невозможно устранить, поэтому на общий облик произведения и итоговую его оценку они оказывают минимальное воздействие.
Хотелось бы добавить также, что фигура Сергея – действительно неординарная и выдающаяся, и практически наверняка у читателя возникнет дополнительный интерес к этому персонажу. Поэтому можно посоветовать автору написать небольшую вступительную статью к роману, в которой раскрывались бы как обстоятельства создания произведения, так и то, кто и почему выступил в роли прототипа данного героя. Уверена, такие отсылки к реальной жизни и «материальность» персонажа только повысят читательский интерес.
Что касается перспектив на книжном рынке, можно с уверенностью заявить, что, как минимум, историческая отнесенность романа гарантирует успех книги у определенной читательской аудитории: люди, жившие в то время в СССР, смогут найти для себя массу знакомых и интересных вещей. В то же время книга, скорее всего, придется по вкусу и более широкому кругу читателей – и благодаря наличию романтической линии, и из-за широчайшего охвата поднимаемых тем.
В целом, можно охарактеризовать произведение как самостоятельное, цельное, рисующее довольно полную и красочную картину описываемого времени. Представляя собой «винегрет» из многих отдельных фактов, явлений, теорий, наполненный всяческими отсылками – литературными, культурными, музыкальными, историческими – роман, тем не менее, оригинален и самобытен – и это одно из его главных достоинств, то, что выделяет среди сотен других.
После небольшой доработки автором и корректором книга представит собой издание, достойное внимания даже самых взыскательных читателей, – но основной упор нужно сделать, конечно, на тех, кому эта тема ближе всего – то есть тех, кому сейчас «за шестьдесят», чьи золотые годы пришлись как раз на «золотые семидесятые».

Рецензент:

Редактор Александра Бачурина

Комментарии и отзывы

  1. Каждое слово в этой книге — про молодость. Время, когда нужно с головой погружаться в жизнь, спешить и рисковать, искать себя, искать друзей! Хвататься за любую возможность общения, превращать одинокие вечера в праздники для друзей. Улыбаться незнакомым лицам в отсветах костра, отвечать смехом на шутки, любить тихий перебор гитары и разговоры. Не бояться быть настоящими, открываться, спорить, если не согласен, и уходить, когда не интересно. «Беседы шалопаев» — это большой разговор о нас с вами.
    11.11.17 14:48

  2. Ух, вот это- книга! Какая новая технология повествования!
    Полет мысли автора – масштабен и из-за этого непривычен, так внятно отвечает на вопросы, которые каждый задает себе с юности… Жаль, что в моей юности не случилось этой удивительной книги. Она тогда еще не вышла, не была написана, даже не была предполагаема автором т.к. он тоже был молод (также как и я, в молодости мы живем в спешке..) – книга появится потом, через много лет, когда он сможет оглянуться на прожитое и разглядеть отчетливее, ярче наши 70-е…
    В нее погружаешься с потрохами! Настолько, что, начав читать, уже не реагируешь на наступившие сумерки, вечер, ночь… Детали, все похожее – из моей юности, как будто он, автор, в ней жил, остроумные диалоги героев, а их в книге много, — не мешают, а лишь дополняют главную линию . А она – неожиданно интересна!
    И еще… Обернись назад! Такие, как главные герои – в моей жизни был каждый второй. Эта книжка – повисла у меня в голове: ведь в свои 25-30 лет я читала тех же авторов, что и герои книги, я, как и они слушала такие же песни, доставала те же зарубежные диски, гонялась за теми же импортными джинсами, пыталась попасть на концерты приезжих зарубежных певцов и музыкальные группы. Все то же! И так же спорили, спорили, спорили… Читаю и кажется, что это я спорю с главным героем. И совсем жаль, что книга – кончилась. Читалась легко, но такое впечатление, что я стала на количество ее страниц умнее – настолько много над чем приходилось задумываться. И все же! Моралистов — она не обрадует… те, кто ждут от нее отдохновения и душещипательных историй – читайте другие книги. Эта – долгожданная!
    И как P.S.
    Книга – о 70-х… Но как много я тогда о них не знала. Уверена: эту книгу полюбят не только жившие в те годы – она для живущих сегодня, с теми же ошибками молодости, потрясающими любовями, шокирующими поступками. А стихи, которыми автор украшает сюжет, запоминаются вмиг, до сих пор в голове: «Какой-то птицы черной тень мелькнула в окнах на рассвете. И родился холодный день, и мир предстал в реальном свете. Был горек истины глоток и стало вдруг до боли ясно: Неутешителен итог и то, что жизнь прошла напрасно.»
    Браво, автор!
    17.11.17 17:26

    1. Спасибо за столь яркий отзыв. Я действительно пытался написать книгу, которой мне самому не хватало в молодости.

  3. Вы открыли книгу Игоря Отчика. Не торопитесь захлопнуть её и вернуть на полку магазина. Попробуйте начать читать с любого места, и этого будет вполне достаточно, чтобы вы увлеклись и дочитали книгу до конца, а потом сначала. Более того, я почти уверена, вам захочется не единожды вернуться к героям этой книги. Она захватывает каким-то магическим образом, непонятно с какого места, и не отпускает уже до последней страницы. Я полюбила этих шалопаев. Ловила себя на мысли, что воспринимаю текст в некоторых местах как собственный дневник. Какой молодец автор, что сумел передать весь клубок событий и эмоций, которые я тогда переживала. Надеюсь, прочитав эту книгу, и вы присоединитесь к числу её почитателей.

    Галина Ефремова
    28.11.17 2:02

    1. Спасибо. Это верно. Книгу можно читать с любой страницы. Или выбрав что-то интересное по оглавлению.

  4. Снимаю шляпу и бросаю ее в высь, Тебя приветствуя. Приятно удивил. Ты камень в гору закатил и отпустил — Теперь он катит вниз, любуясь, берегись! Ты молодец, книгу писать не шутка. Не слабый труд. Не просто накропать, А чтоб красиво. И хотелось чтоб читать И возвращаться к ней, как явится минутка. Читаю так, как ты рекомендуешь, Да еще как позволит время мне Осмыслить, оценить еще с собой наедине. И близок и далек от нас пейзаж, что ты рисуешь. Когда прочту, и вникну, и врублюсь В дух времени тот, что тобой описан, И в то, чем жил ты, от чего сносило крышу, Тогда с тобою о твоем же мненьем поделюсь. Дай времени, ведь все должно созреть. То время далеко, но многим близко. В него вернуться смог, ты смог в нем раствориться, А вдруг из нас в то время может кто-то улететь.
    28.11.17 15:42

    1. Ну, это вообще круто! Не ожидал, что дам толчок вдохновению. Спасибо!

  5. Давно с таким увлечением не читала книгу современного автора. Хороший русский язык, легкий юмор, поэтические вставки-размышления, интеллектуальные диалоги-споры обо всём и ни о чём, узнаваемые приметы времени — всё позволяет перенестись в атмосферу тех далёких семидесятых… Как молоды мы были, как искренне любили… Спасибо за возможность вернуться в памяти в годы нашей молодости. Уверена, что книга будет интересна не только тем, кто жил в те годы. У всех бывают наивные и счастливые, грустные и бесшабашные поступки и случаи… Хотелось бы пожелать автору вдохновения и новых книг о времени и о себе.
    29.11.17 14:09

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.